К основному контенту

Законопроект о регулировании виртуальных активов и криптовалют.

Новый законопроект о регулировании виртуальных активов и криптовалют в контексте правового регулирования майнинга в Украине. Мы провели детальный правовой анализ законопроекта №3637 в части осуществления майнинга как предпринимательской деятельности. Стоит ли майнерам ждать принятия проекта закона №3637? Имеет ли он отношение к майнингу и к криптовалютам вообще?

Майнинг Биткоина и Эфириума в Украине с точки зрения нового закона. Последний законопроект о регулировании виртуальных активов и криптовалют в Украине. Юридический анализ законопроекта №3637 в контексте майнинга криптовалют.

Анализ законопроекта №3637 в контексте майнинга криптовалют.

Эфириум и Биткоин подпадают под определение виртуальных активов, предусмотренное законопроектом №3637 от 11.06.2020. Хотя, как мы узнаем по результатам юридического анализа, новый законопроект не делает акцент на криптографическом характере Биткоина и реализацию данного актива в рамках распределенного реестра. Забегая на перёд скажем - несмотря на прогрессивный характер рассматриваемого законопроекта, он не выделяет активы, реализованные на блокчейне, в самостоятельный или отдельный вид. Что же, перейдем к детальному анализу нового проекта закона, который уже успел "пройти" в Парламенте Украины первое чтение.

Юридический анализ законопроекта №3637 о виртуальных активах.

С точки зрения осуществления майнинга, как законного бизнеса, в процессе анализа законопроекта о виртуальных активах, нас интересуют, прежде всего, такие вопросы:

  • влияние правового регулирования на ввоз и таможенной оформление оборудования для майнинга "не потребительского класса" (с оборудованием потребительского класса (видеокартами) проблемы таможенного оформления отсутствуют и сейчас);
  • влияние возможного правового регулирования со стороны законопроекта №3637 на оформление и способ реализации предпринимательской деятельности, связанной с майнингом криптовалют.

Юридический анализ законопроекта о виртуальных активах в контексте майнинга криптовалют в Украине.

По результатам проведенного юридического анализа текста законопроекта можем сказать - №3637 не тот проект закона, который ощутимо облегчит деятельность майнеров и узаконит её на правах предпринимательской. Впрочем, стоит признать, проект закона под номером 3637, в случае принятия, в целом будет полезен украинскому криптосообществу. Он предусматривает регулирования "биржевых" и финансовых сервисов, которые работают с виртуальными активами и криптовалютами, а также предоставление сопутствующих услуг. Понятные и однозначные правила работы - в интересах всех участников рынка криптовалют.

К Вашему вниманию 7 ключевых тезисов о законопроекте №3637:

1. Проект закона содержит понятный, структурированный и четкий раздел с определением терминов. К сожалению, при этом, отсутствует определение «майнинга» и/или расчета (формирования) блоков в распределенных криптографических реестрах. Наиболее близкое из того, что содержится в пункте 6) статьи 1 законопроекта №3637 звучит следующим образом – "Постачальники послуг, пов’язаних з обігом віртуальних активів - суб'єкти підприємницької діяльності, які здійснюють в інтересах третіх осіб один або декілька з наступних видів діяльності: зберігання або адміністрування віртуальних активів та ключів віртуальних активів; обмін віртуальних активів; переказ віртуальних активів; участь і надання фінансових послуг, пов’язаних із пропозицією емітента та/або продажем віртуальних активів". На взгляд наших юристов, этого не вполне достаточно и указанное определение не вполне охватывает интересующую нас деятельность.

2. Исходя из определенной в статье 2 проекта закона сферы регулирования, оно (регулирование) направлено прежде всего на оборот виртуальных активов (в их числе криптоактивы), а также связанные с ним финансовые услуги. Вместе с тем, анализ указанной нормы (Закон застосовується до правовідносин, які виникають у зв’язку зі здійсненням правочину відносно віртуальних активів, якщо особа, що здійснює цей правочин визначає, що до такого правочину застосовується право України) позволяет предположить, что услуги, связанные с обработкой блоков распределенного криптографического реестра (т.е. майнинг), частично соответствуют «логике» и содержанию законопроекта. Как минимум, если найдется, заказчик, готовый заключить договор (правочин) и платить за майнинг, как услугу, то данную услугу возможно "подвести под логику" статьи 2 законопроекта о виртуальных активах. Содержание статьи 6 законопроекта «Право власності на віртуальний актив, правочини з віртуальними активами» также указывает на жизнеспособность варианта заключения сделки, предусматривающей майнинг, как услугу.

3. Законопроект определяет и разъясняет виды услуг с виртуальными активами (статьи 10 – 13). Майнинг (расчёт и формирование блоков распределенного криптографического реестра) не представлен и не выделен как отдельный вид услуг, что, безусловно, минус.

4. Плюсом законопроекта №3637 является чёткое и адекватное определение правового статуса виртуальных активов. Повторно отметим - законопроект не определяет «криптоактивы» отдельно и не относит их к самостоятельному виду активов. Вместе с тем, такой подход является приемлемым и не порождает неурегулированности в отношении криптоактивов. 

5. Нормы закона посвященные созданию (формированию) виртуальных активов не лучшим образом соотносятся с сущностью майнинга. Речь идет о статье 5 законопроекта «Створення віртуальних активів, введення віртуальних активів в цивільний обіг та виведення віртуальних активів з цивільного обігу». Особенно "проблематичны" для майнеров положениях части 3 статьи 5 законопроекта.

6. В тоже время, при принятии данного проекта закона, для минимально-допустимого регулирования вопроса осуществления майнинга, как вида предоставляемых услуг, достаточно будет закрепить изменения (разъяснения) на уровне классификатора КВЭДов. При этом, естественно, необходим будет заказчик таких услуг. Для регулирования «майнинга», как некой социально-полезной деятельности, требуется не только принятия отдельного закона, а и фундаментальное изменение (дополнение) законодательства о предпринимательской (хозяйственной) деятельности. На нынешний момент, к такой социально-полезной деятельности, если отбросить потенциальный доход, в Украине наиболее близка деятельность общественных объединений (организаций и союзов). О порядке и перечне документов для регистрации общественных организаций мы рассказывали на примере их регистрации в Харькове - Регистрация организации в Харькове.

7. И последнее ключевое положение законопроекта о виртуальных активах – в соответствии с правилами статьи 17 проекта закона, деятельность поставщиков услуг с виртуальными активами требует обязательной государственной регистрации и получения соответствующего разрешительного решения на осуществление подобной предпринимательской деятельности. Таким образом, минимальная планка вхождения в криптовалютный бизнес и соответствующие затраты значительно вырастут в сравнении с нынешним "серым регулированием". 

Оценка перспектив принятия законопроекта о виртуальных активах №3637 от 11.06.2020.

Есть ли шансы того, что №3637 пройдет второе чтение и будет принят в целом? Да, такая вероятность имеется. Законопроект о виртуальных активах куда более проработан нежели предыдущие попытки урегулировать рынок криптовалют в Украине. «Проект Закону про віртуальні активи» №3637 от 11.06.2020 – является наиболее проработанным законопроектом с наибольшими шансами обрести статус закона. В отличии от других документов, зарегистрированных в Парламенте Украины, это также единственный проект закона, напрямую посвященный регулированию виртуальных активов, в т.ч. криптоактивов, который принят в первом чтении. 

Ознакомиться с порядком рассмотрения и голосования Верховной радой Украины по законопроекту о виртуальных активах (криптовалютах) возможно на сайте Парламента Украины - данные по состоянию и порядку рассмотрения законопроекта.

На наш взгляд, Биткоин, другие криптовалюты и виртуальные активы вполне могут получить адекватное правовое регулирование в Украине. Вероятность принятия законопроекта №3637 зависит от а) дальнейшего интереса к такого рода активам со стороны участников рынка и б) мировой практики регулирования использования и оборота виртуальных активов. Наши юристы практически убеждены, что если законопроект о виртуальных активах и будет принят, то после тщательной доработки и дополнения новыми нормами. В частности, речь идёт о регулировании майнинга, как законной предпринимательской деятельности в Украине.

А что же сейчас? Если просуммировать, поможет ли майнерам нынешняя редакция законопроекта №3637? Облегчит ли законопроект, в случае принятия, ввоз и таможенное оформление специализированного оборудования для майнинга? Возможна ли законная бизнес-деятельность в интересующей нас сфере с регистрацией ФЛП или ООО на едином налоге?

Законопроект №3637 и его влияние на ввоз и таможенное оформление специализированного оборудования, предназначенного для майнинга.

Законопроект №3637 не регулирует вопрос таможенного оформления специализированного оборудования, предназначенного исключительно для майнинга (формирования блоков в распределенном реестре). Вместе с тем, законопроект, даже в такой редакции, позволит указать при ввозе понятную и законную цель дальнейшего использования оборудования, а также создаст предпосылки для внесения соответствующих изменений в другие нормативно-правовые акты.

После принятия законопроекта №3637 потребуется наработка изменений в подзаконные акты, регулирующие таможенное оформление товаров. Впрочем, это «технический вопрос» и в случае принятия законопроекта во втором чтении и в целом, а также последующего его подписания Президентом Украины, такие изменения вероятны и, по логике вещей, должны быть внесены.

Законопроект №3637 и его влияние на оформление и способ реализации предпринимательской деятельности, связанной с майнингом криптовалют.

Получить безопасное решение для оформления майнинга в Украине возможно и сейчас, причем даже в существенных масштабах, хотя и с некоторыми оговорками. Мы давно сопровождаем разные направления бизнеса, связанного с криптовалютами, в том числе первичное предложение криптографических токенов, организацию "кошельков" и сервисов для хранения и обмена виртуальных активов, связанные с этим вопросы финмониторинга и, естественно, майнинг криптовалют.

Что же касается рассматриваемого документа и влияния его возможного регулирования на майнинг, исходя из проведенного анализа норм законопроекта 3637, возможно сделать следующие выводы:
  • законопроект внесет ясность в правовую природу виртуальных активов, установит соответствующие правила игры, урегулирует гражданско-правовой оборот виртуальных активов;
  • законопроект предусматривает порядок регистрации поставщиков услуг в сфере виртуальных активов, требования к ним, а также определяет виды услуг (при этом, нет прямого запрета на осуществление смежной деятельности);
  • законопроект не предусматривает «майнинг» как отдельный вид услуг и/или хозяйственной деятельности (вместе с тем, косвенно и с рядом предостережений можно повести такую деятельность под «создание виртуальных активов»).
Таким образом, для осуществления «майнинга» (расчета и формирования блоков в распределенном криптографическом реестре), как предпринимательской деятельности, кроме принятия законопроекта №3637, требуется доработка подзаконных нормативно-правовых актов, в частности внесение разъяснений (дополнений) в актуальные КВЭДы, в первую очередь, в КВЭД 63.11. Сам текст законопроекта также требует доработки и уточнения.

Популярные сообщения из этого блога

Документы под дропшиппинг площадки и сайты.

Что необходимо дропшипперу для законной работы? Какие документы под дропшиппинг требуются в Украине? Мы рассмотрим этот вопрос в контексте осуществления работы по схеме dropshipping через ваши личные сайты, а также сторонние маркетплейсы  и подобные платформы. В этой статье коротко и по сути названы все необходимые для такой деятельности документы. Что же, перейдем непосредственно к интересующим вас вопросам. Всё то, что понадобится Интернет-предпринимателю для работы по схеме Dropshipping.

Agreement for Bitcoin payments. Bitcoin (BTC) Contract.

Agreement for Bitcoin payments in Ukraine. Is it possible? Yes, we created such a document!

Договор для оплаты в Криптовалюте

Договор для оплаты в криптовалюте за товары и услуги – документ позволяющий гарантировать интересы тех, кто решил воспользоваться расчетом в Биткоин, Эфириум или другой криптовалюте.  Договор для оплаты в Биткоин (BTC) и других Криптовалютах